Что же это такое?
Официально, в документации Российской Автомобильной Федерации (РАФ):
Джип-триал – это автомобильное соревнование, проходящее на закрытой, с искусственными и/или естественными препятствиями трассе, расположенной на сильно пересеченной местности, разделенной на зачетные секции. Цель данного соревнования – пройти трассу через курсовые ворота за минимальное время. Ворота проходятся в определенной последовательности, за нарушение – штраф.
Это краткое и очень сдержанное определение джип-триала. Я попробую объяснить немного проще.
Джип-триал берет свое начало в Америке. В 90-х годах прошлого века очень популярным стала езда по скалам «Rock Crawling» (Рок Кроулинг). Проводились первые соревнования в 1999 году – официальный чемпионат проводила ARCA (Ассоциация Рок Кроулинга Америки). Сначала участвовали только стандартные, не подготовленные внедорожники. Rock Crawling начал набирать обороты, все больше и больше людей приходили в этот спорт. Каждый заезд – это нервное напряжение не только для спортсмена, но и для зрителя. Машина на огромной скорости несется в гору, прыгает по камням и вот-вот чуть не перевернется, хотя случаи переворота не так редки. Из-за таких заездов этот вид спорта стал очень популярен, и каждые соревнования стали собирать огромные толпы зрителей. А там, где зрители – там и спонсоры. Участники стали находить себе спонсоров, которые помогали им строить все более «крутые» автомобили. Если раньше на тюнинг тратилось несколько десятков тысяч долларов, то теперь эта сумма выросла до сотен тысяч.
![](http://vsoa.ru/wp-content/uploads/2019/02/maxresdefault-1024x576.jpg)
Rock Crawling à St-Eugène
![](http://vsoa.ru/wp-content/uploads/2019/02/0107or-02-zarca-johnson-valleycrowd.jpg)
Photographers: Rick Russell
Но джип-триал, хоть и похож, но все же отличается от Rock Crawling тем, что трасса не такая «жесткая», ворота имеют определенную ширину, и штурман не имеет права выходить из машины.
![](http://vsoa.ru/wp-content/uploads/2019/02/9Xox-w_LxLo-1024x678.jpg)
А теперь немного о правилах проведения джип-триала. Самым важным атрибутом этого соревнования являются «курсовые ворота». По стандартам РАФ, ширина ворот варьируется в пределах 2300 мм – 2450 мм.
«Курсовые ворота» устанавливаются в «секции» — это участок территории со сложным рельефом: обычно это большие горы или камни, но так же могут быть и бетонные блоки, покрышки и любые предметы, которые создают трудности участникам.
В соревновании определяют несколько «секций» для разных классов автомобилей, заезды в них проводятся одновременно, что привлекает большое количество зрителей.
Есть несколько официальных категорий автомобилей: Д1, Д2, Д3, Д4, Д5. Проще говоря: «Д1» — почти стандартные автомобили, а «Д5» — монстры, собранные в штучном экземпляре. Более подробное описание категорий можно найти в технической документации. Но ко всем этим автомобилям применяют высокие требования безопасности: обязательна жесткая крыша, и самый лучший вариант – каркас безопасности, так как без переворотов не обходится не одно соревнование, и нет ничего ценнее жизни спортсмена.
В Европе уже не первый год подряд проводят Eurotrial, который собирает больше количество участников и зрителей. Но и Россия не отстает, проводятся кубки и чемпионаты. Джип-триал постепенно начинает оживать после нескольких лет затишья. Например, в этом году впервые во Владимирской области будет проходить чемпионат по джип-триалу, и мы с моими коллегами будем помогать его организовывать. Будет проходить три этапа. Подробную информацию можно найти в нашем календаре. Этапы будут не простыми, покрытие разнообразное: обычный грунт на одном этапе станет противоположностью камням из карьера на другом, что несомненно окажется хорошей тренировкой для спортсменов.
Всех ждем, и желаем удачи на будущих соревнованиях!
Дмитрий Беспалов,
Председатель комитета по джип-триалу.