Что же это такое?

Официально, в документации Российской Автомобильной Федерации (РАФ):

Джип-триал – это автомобильное соревнование, проходящее на закрытой, с искусственными и/или естественными препятствиями трассе, расположенной на сильно пересеченной местности, разделенной на зачетные секции. Цель данного соревнования – пройти трассу через курсовые ворота за минимальное время. Ворота проходятся в определенной последовательности, за нарушение – штраф.

Это краткое и очень сдержанное определение джип-триала. Я попробую объяснить немного проще.

Джип-триал берет свое начало в Америке. В 90-х годах прошлого века очень популярным стала езда по скалам «Rock Crawling» (Рок Кроулинг). Проводились первые соревнования в 1999 году – официальный чемпионат проводила ARCA (Ассоциация Рок Кроулинга Америки). Сначала участвовали только стандартные, не подготовленные внедорожники. Rock Crawling начал набирать обороты, все больше и больше людей приходили в этот спорт. Каждый заезд – это нервное напряжение не только для спортсмена, но и для зрителя. Машина на огромной скорости несется в гору, прыгает по камням и вот-вот чуть не перевернется, хотя случаи переворота не так редки. Из-за таких заездов этот вид спорта стал очень популярен, и каждые соревнования стали собирать огромные толпы зрителей. А там, где зрители – там и спонсоры. Участники стали находить себе спонсоров, которые помогали им строить все более «крутые» автомобили. Если раньше на тюнинг тратилось несколько десятков тысяч долларов, то теперь эта сумма выросла до сотен тысяч.


Rock Crawling à St-Eugène

Photographers: Rick Russell

Но джип-триал, хоть и похож, но все же отличается от Rock Crawling тем, что трасса не такая «жесткая», ворота имеют определенную ширину, и штурман не имеет права выходить из машины.

А теперь немного о правилах проведения джип-триала. Самым важным атрибутом этого соревнования являются «курсовые ворота». По стандартам РАФ, ширина ворот варьируется в пределах 2300 мм – 2450 мм.

«Курсовые ворота» устанавливаются в «секции»  — это участок территории со сложным рельефом: обычно это большие горы или камни, но так же могут быть и бетонные блоки, покрышки и любые предметы, которые создают трудности участникам.

В соревновании определяют несколько «секций» для разных классов автомобилей, заезды в них проводятся одновременно, что привлекает большое количество зрителей.

Есть несколько официальных категорий автомобилей: Д1, Д2, Д3, Д4, Д5. Проще говоря: «Д1» — почти стандартные автомобили, а «Д5» — монстры, собранные в штучном экземпляре. Более подробное описание категорий можно найти в технической документации. Но ко всем этим автомобилям применяют высокие требования безопасности: обязательна жесткая крыша, и самый лучший вариант – каркас безопасности, так как без переворотов не обходится не одно соревнование, и нет ничего ценнее жизни спортсмена.

В Европе уже не первый год подряд проводят Eurotrial, который собирает больше количество участников и зрителей. Но и Россия не отстает, проводятся кубки и чемпионаты. Джип-триал постепенно начинает оживать после нескольких лет затишья. Например, в этом году впервые во Владимирской области будет проходить чемпионат по джип-триалу, и мы с моими коллегами будем помогать его организовывать. Будет проходить три этапа. Подробную информацию можно найти в нашем календаре. Этапы будут не простыми, покрытие разнообразное: обычный грунт на одном этапе станет противоположностью камням из карьера на другом, что несомненно окажется хорошей тренировкой для спортсменов.

Всех ждем, и желаем удачи на будущих соревнованиях!

Дмитрий Беспалов,

Председатель комитета по джип-триалу.